Научно-просветительский журнал "Скепсис",
основанный историком С.М.Соловьёвым и
его товарищами, 18 мая 2018 года, спустя 15
лет после своего основания, вынужден
был признать, что редакторы сами себя
загнали в тупик, и неясно, как из этого
тупика вылезать. Симптомы это были видны
уже давно. А.Тарасов от них отошел, а
опираться на Семёнова всерьёз невозможно.
Начинается вопль о капитуляции следующими
словами:
«Не секрет, что журнал переживает
нелёгкие времена. Более 15 лет являвшийся
по-настоящему просветительским и
контрпропагандистким ресурсом, последнее
время он находится в состоянии кризиса
и стагнации. Вы наверняка заметили, что
количество материалов резко сократилось,
диапазон тем сузился, отсутствует
реакция на многие актуальные события.
«Скепсис» нуждается в серьёзном –
радикальном – обновлении. И редакционного
коллектива, и принципов работы. Производить
это радикальное обновление мы без связи
с вами не можем и не хотим»
http://scepsis.net/library/id_3816.html
Впрочем, капитуляция у них всё же
частичная и непоследовательная, так
как сохраняется привязка к платформе
http://scepsis.net/library/id_3540.html – а та состряпана
по методам 20-х годов, только чуть
подновлённым. Последняя, правда, хороша
тем, что опирается на ряд сильных авторов
– но метод сборки вековой давности,
вкупе с игнорированием последующих
этапов развития марксизма, сводит этот
позитивный эффект на нет. К конкретным
ошибкам следует отнести:
1. Территориально-локалистское
представление об антикапиталистических
революциях в духе индустриального
суперэтатизма Тарасова является
механической трактовкой перехода к
коммунизму, игнорирующей как химическую,
так и целевую причинность. То, что
революционность масс, зажатых в рамках
национальных государств, является
двигателем перехода к коммунизму, ещё
не делает её ведущей силой, так как сама
она зависит от спонтанной революционности
групп и целевой революционности
субъектов.
2. Для двух последних критически важно
применение того самого деятельностного
подхода, который соловьёвцы, ильенковцы
и прочие оппортунисты хвалят тем больше,
чем сильнее игнорируют его на практике.
Выготский, Леонтьев у них оторваны от
задач политической агитации, мыслить
их наработки как полезные для борьбы
за власть эти "товарищи" не могут
и не хотят.
3. Итогом этого становится отрыв от масс
и уход в банальное просветительство.
Редакция "Скепсиса" – просвещенческие
левые, борющиеся против астрологии,
религии, и "постмодернизма" за
гуманизма, не отдавая себе отчёта в том,
что идея "человека" – буржуазная
выдумка, распространение социальных и
психологических характеристик частного
собственника на каждого члена общества,
представляемого отдельным от других,
индивидом и личностью, обладающим
свободой воли. Именно из таких "индивидов"
общество будто бы и состоит, и смысл
социализма – борьба за их освобождение
от эксплуатации. Является ли такие
сущности как химический завод или
электростанция, русский язык или
поголовье крупного и мелкого рогатого
(учёного?) скота Владимирской области
индивидами, входящими в состав общества
и также освобождающимися с падением
капитализма, вопрос даже не возникает.
4. Причина этого – в отказе от философской
рефлексии над онтологическими проблемами,
в результате чего расхожие идеологические
представления усваиваются как сами
собой разумеющиеся, и на их основе
выстраивается "практика" по
принципу: "мусор на входе – мусор на
выходе".
Вывод: чтобы не загнать себя в подобный
тупик, следует во-первых, держать контакт
с политическими и социальными движениями;
во-вторых, всегда иметь просвет для
философской рефлексии о собственных
теоретических основаниях и идеологических
принципах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий