Что такое диалектический материализм? часть 1

Что такое диалектический материализм? Что является предметом его изучения? В ходе попыток разрешения данной проблемы в рамках советской ...

четверг, 23 апреля 2020 г.

8. Плоскость онтологии и иерархия

Пятый недостаток старого метафизического материализма состоит в том, что структура материи понимается строго иерахизированно, что ведёт к редукционизму всякой сложности к совокупности элементов без учёта многообразия отношений между этими элементами и самим способом вычленения элементов из всякой целокупности, вытекающих в действительности из своеобразия самих отношений. Но предположение строгой иерахизии в структуре объект-объектных отношений противоречит реальности, так как объекты имеют тенденцию взаимодействовать друг с другом всеми способами, какими они только способны взаимодействовать, игнорируя иерархические уровни, если только это возможно. Например, вульгарный материалист-физиолог нам сказал бы, что человеческое тело состоит из систем органов, те – из органов, те из тканей, те из клеток, те из органелл, те из молекул, те из атомов и так далее, что объект всякого уровня состоит лишь из объектов непосредственно низлежащего, и более глубокие уровни могут на него воздействовать лишь опосредуясь по очереди каждым из промежуточных, а не напрямую. 

Иначе говоря, получается ситуация, очень напоминающая средневековое рыцарство, когда наиболее высокочтимым считался принцип «вассал моего вассала – не мой вассал», и король не мог приказать рыцарю своего вассала непосредственно, а только через его посредство. Аналогичная ситуация имела место и в религиозной жизни, когда считалось, что богу непосредственно молиться нельзя, или во всяком случае, нежелательно, и предпочтительнее адресовать все свои нужды к бесчисленному сонму христианских святых и ангелов, которые на небесах сами, вместо молящегося, помолятся богу, который сообщит им достаточное количество духовной благодати, чтобы посодействовать исполнению желания молящегося. На самом деле атомы и молекулы непосредственно взаимодействуют с объектами более высоких порядков, осуществлёнными и распределёнными в своих элементах, равно как и все прочие структурно несоразмерные объекты, качественные различия во взаимоотношении которых ставили в тупик всю метафизическую философию, и даже до сих пор пропагандируются богословами – то есть поповствующими и попами – как «доказательство» божественного сотворения мира и сверъестественной гармонии космических стихий. Легко увидеть, что в таком случае всё многообразие всех возможных сечений всякого объекта оказывается виртуально сосуществующим в его пределах, будучи очерчено трансверсальной поверхностью, в плоскости которой и отображаются все эти бесчисленные фрагменты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий