Пятый
недостаток старого метафизического
материализма состоит в том, что
структура материи понимается строго
иерахизированно, что ведёт к редукционизму
всякой сложности к совокупности элементов
без учёта многообразия отношений между
этими элементами и самим способом
вычленения элементов из всякой
целокупности, вытекающих в действительности
из своеобразия самих отношений. Но
предположение строгой иерахизии в
структуре объект-объектных отношений
противоречит реальности, так как объекты
имеют тенденцию взаимодействовать друг
с другом всеми способами, какими они
только способны взаимодействовать,
игнорируя иерархические уровни, если
только это возможно. Например, вульгарный
материалист-физиолог нам сказал бы, что
человеческое тело состоит из систем
органов, те – из органов, те из тканей,
те из клеток, те из органелл, те из
молекул, те из атомов и так далее, что
объект всякого уровня состоит лишь из
объектов непосредственно низлежащего,
и более глубокие уровни могут на него
воздействовать лишь опосредуясь по
очереди каждым из промежуточных, а не
напрямую.
Иначе говоря, получается
ситуация, очень напоминающая средневековое
рыцарство, когда наиболее высокочтимым
считался принцип «вассал моего вассала
– не мой вассал», и король не мог приказать
рыцарю своего вассала непосредственно,
а только через его посредство. Аналогичная
ситуация имела место и в религиозной
жизни, когда считалось, что богу
непосредственно молиться нельзя, или
во всяком случае, нежелательно, и
предпочтительнее адресовать все свои
нужды к бесчисленному сонму христианских
святых и ангелов, которые на небесах
сами, вместо молящегося, помолятся богу,
который сообщит им достаточное количество
духовной благодати, чтобы посодействовать
исполнению желания молящегося. На самом
деле атомы и молекулы непосредственно
взаимодействуют с объектами более
высоких порядков, осуществлёнными и
распределёнными в своих элементах,
равно как и все прочие структурно
несоразмерные объекты, качественные
различия во взаимоотношении которых
ставили в тупик всю метафизическую
философию, и даже до сих пор пропагандируются
богословами – то есть поповствующими
и попами – как «доказательство»
божественного сотворения мира и
сверъестественной гармонии космических
стихий. Легко увидеть, что в таком случае
всё многообразие всех возможных сечений
всякого объекта оказывается виртуально
сосуществующим в его пределах, будучи
очерчено трансверсальной поверхностью,
в плоскости которой и отображаются все
эти бесчисленные фрагменты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий