Что такое диалектический материализм? часть 1

Что такое диалектический материализм? Что является предметом его изучения? В ходе попыток разрешения данной проблемы в рамках советской ...

четверг, 23 апреля 2020 г.

11. Окказионализм

Однако, неверно было бы полагать, будто все объекты взаимодействуют друг с другом непосредственно – такой подход является абстрактным, и он чреват тем самым фетишизмом, справедливой критике которого посвящено множество замечательных страниц марксистской классической литературы. Так, фетишисты в первичном смысле этого слова верят, будто вытесанный ими идол или какой-нибудь необычный камень, или сушёная мышь, обвязанная красной ленточкой – всё это есть непосредственные воплощения тех богов и духов, которым он молится, и что эти предметы и есть сами эти духи, которых в случае успеха можно «накормить», а в случае неисполнения требования – высечь розгами, обругать, запачкать, или наказать ещё каким-нибудь способом. Товарные фетишисты – то есть буржуазные экономисты вульгарного толка и все, кто им верит – проповедуют, будто стоимость и цена товара суть одно и то же, так что стоимость товара возникает в момент купли-продажи, а не в ходе его производства. Причём данное суеверие проповедуется буржуазными экономистами не просто так, а с умыслом оправдать тираническую диктатуру крупного финансового капитала и отвлечь интересующихся экономикой граждан от классовой борьбы против капитализма.
Фетишизм вульгарных материалистов состоит в том, что они принимают физиологические реакции, на которых осуществляется процесс понятийного мышления за само это мышление, являющееся общественным продуктом, так что человек у них оказывается насильственно и антинаучно оторванным от той совокупности социальных сил и взаимодействий, которые его собственно человеком и делают. Наконец, сексуальный фетишизм заключается в том, что желание перенаправляется с живого человека, обладающего психикой и погружённого в сложный социальный контекст – на часть тела этого человека, или на какой-либо предмет или явление, оторванные опять же от своего действительного экономического контекста.

В действительности все объекты взаимодействуют друг с другом не в абстрактном пустом пространстве, а в определённой среде и определённых условиях, которые накладывают свой отпечаток, делая те или иные типы взаимодействия более или менее возможными, вплоть до полной неизбежности или почти абсолютной невозможности. Например, в условиях нашей вселенной нейтрино очень слабо взаимодействуют с тем веществом, из которого состоим мы и вся наша Солнечная система – тогда как в гравитационном поле все объекты, её составляющие, взаимодействуют благополучно, что и позволяет в числе всего прочего ей быть налично осуществлённой. Такую совокупность материальных условий, в которой «записываются» более или менее вероятные способы взаимодействия объектов и представляет собой тело без органов как трансверсальная поверхность всякой целокупности, в виртуальной неразличённости которой и распределяются те или иные закономерности, в просторечье именуемые законами природы, законами общества и т.п. Данное понятие позволяет разрешить проблему месторасположения всеобщих закономерностей, которые ошибочно приписываются объекту, оторванному от ТбО, в котором он теми или иными свойствами и закономерностями обладает, тогда как в реальности всякий объект сам обладает свойствами и закономерностями взаимодействия по факту приобщения к своему имманентному пределу, так что те актуализируются из виртуальной неразличённости в момент взаимодействия – иначе говоря, in situ. Поэтому живое человеческое тело действительно несёт в себе то, что Ильенков определял как «идеальное» - язык, стоимость, знание и проч., но актуально проявляет их во взаимодействии с иными акторами социального поля на поверхности полного тела общества, которое Гваттари и Делёз определяют как социус-скриптор – поверхность, трансверсально пробегающую все возможные стыковки общественных машин, в плоскости которой записаны возможные способы их соединения, разъединения и взаимодействия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий