Однако,
неверно было бы полагать, будто все
объекты взаимодействуют друг с другом
непосредственно – такой подход является
абстрактным, и он чреват тем самым
фетишизмом, справедливой критике
которого посвящено множество замечательных
страниц марксистской классической
литературы. Так, фетишисты в первичном
смысле этого слова верят, будто вытесанный
ими идол или какой-нибудь необычный
камень, или сушёная мышь, обвязанная
красной ленточкой – всё это есть
непосредственные воплощения тех богов
и духов, которым он молится, и что эти
предметы и есть сами эти духи, которых
в случае успеха можно «накормить», а в
случае неисполнения требования – высечь
розгами, обругать, запачкать, или наказать
ещё каким-нибудь способом. Товарные
фетишисты – то есть буржуазные экономисты
вульгарного толка и все, кто им верит –
проповедуют, будто стоимость и цена
товара суть одно и то же, так что стоимость
товара возникает в момент купли-продажи,
а не в ходе его производства. Причём
данное суеверие проповедуется буржуазными
экономистами не просто так, а с умыслом
оправдать тираническую диктатуру
крупного финансового капитала и отвлечь
интересующихся экономикой граждан от
классовой борьбы против капитализма.
Фетишизм вульгарных материалистов
состоит в том, что они принимают
физиологические реакции, на которых
осуществляется процесс понятийного
мышления за само это мышление, являющееся
общественным продуктом, так что человек
у них оказывается насильственно и
антинаучно оторванным от той совокупности
социальных сил и взаимодействий, которые
его собственно человеком и делают.
Наконец, сексуальный фетишизм заключается
в том, что желание перенаправляется с
живого человека, обладающего психикой
и погружённого в сложный социальный
контекст – на часть тела этого человека,
или на какой-либо предмет или явление,
оторванные опять же от своего
действительного экономического
контекста.
В
действительности все объекты
взаимодействуют друг с другом не в
абстрактном пустом пространстве, а в
определённой среде и определённых
условиях, которые накладывают свой
отпечаток, делая те или иные типы
взаимодействия более или менее возможными,
вплоть до полной неизбежности или почти
абсолютной невозможности. Например, в
условиях нашей вселенной нейтрино очень
слабо взаимодействуют с тем веществом,
из которого состоим мы и вся наша
Солнечная система – тогда как в
гравитационном поле все объекты, её
составляющие, взаимодействуют
благополучно, что и позволяет в числе
всего прочего ей быть налично
осуществлённой. Такую совокупность
материальных условий, в которой
«записываются» более или менее вероятные
способы взаимодействия объектов и
представляет собой тело без органов
как трансверсальная поверхность всякой
целокупности, в виртуальной неразличённости
которой и распределяются те или иные
закономерности, в просторечье именуемые
законами природы, законами общества и
т.п. Данное понятие позволяет разрешить
проблему месторасположения всеобщих
закономерностей, которые ошибочно
приписываются объекту, оторванному от
ТбО, в котором он теми или иными свойствами
и закономерностями обладает, тогда как
в реальности всякий объект сам обладает
свойствами и закономерностями
взаимодействия по факту приобщения к
своему имманентному пределу, так что
те актуализируются из виртуальной
неразличённости в момент взаимодействия
– иначе говоря, in situ. Поэтому живое
человеческое тело действительно несёт
в себе то, что Ильенков определял как
«идеальное» - язык, стоимость, знание и
проч., но актуально проявляет их во
взаимодействии с иными акторами
социального поля на поверхности полного
тела общества, которое Гваттари и Делёз
определяют как социус-скриптор –
поверхность, трансверсально пробегающую
все возможные стыковки общественных
машин, в плоскости которой записаны
возможные способы их соединения,
разъединения и взаимодействия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий