На
этом основании мы можем умозаключить
о надуманности психофизиологической
проблемы в её позитивистской трактовке,
когда физиологическому телу, вырыванному
из общественной среды, приписывается
способность самостоятельного мышления,
и затем начинаются столь же схоластические,
сколь и бесполезные мудрования о том,
как понятийное мышление соотносится с
электрохимическими реакциями головного
мозга. И проблема не в том, что не нужно
изучать физиологию головного мозга –
а в том, что данный предмет исследования
относится к области частной науки
нейрофизиологии, а не к общефилософским
проблемам. Поэтому критика Ильенковым
некоторых психологов и философов-материалистов
вульгарного толка представляется нам
совершенно справедливой, а её пропаганда
могла бы уберечь многих исследователей
нейрофизиологии от бессмысленной траты
времени и сил, к чему побуждают тех, кто
им верит так называемые «аналитические
философы», а в действительности –
обыкновенные мошенники, попы позитивистского
прихода, пропагандирующие идеологию
покорности научного сообщества крупному
финансовому капиталу и отвлекающие
учёных, преподавателей и студентов от
борьбы за коммунизм и от познания
объективной реальности.
Подобное представление о физиологическом теле, которое будто бы обладает способностью мыслить "само", является выражением индивидуализированного, оторванного от всех старых социальных связей положения мелкого буржуа на свободном рынке, так что действуя на свой страх и риск, он приписывает способность действовать самому себе как индивиду, отдельному от всей совокупности общественных отношений. Динамичная, разреженная подвижность социальных связей в пространстве рынка отображается в уме мелкого буржуа как нечто несущественное, "человеческое, слишком человеческое", и не обладающее самостоятельным бытием. Метафизический характер подобного представления может быть вычищен либо работой на заводе в приличном коллективе – либо чтением и обсуждением приличной литературы научного и философского характера. При этом чтение одной лишь естественно-научной, особенно популярной литературы, может не только не ослабить, но и усугубить подобные предрассудки, так как в ней излагаются теории через призму расхожих идеологий, имеющих буржуазное, рыночное происхождение и формат подачи. Поэтому большинство популяризаторских рассказов о бесчисленных "увлекательных" фактах о поведении животных, генах, отделах головного мозга, опытах на восприятие и тому подобный научпоп являются популяризацией не столько естествознания, сколько буржуазной идеологии, призванной отвлечь трудящихся от того, что единственно важно – от классовой борьбы за коммуниз
Подобное представление о физиологическом теле, которое будто бы обладает способностью мыслить "само", является выражением индивидуализированного, оторванного от всех старых социальных связей положения мелкого буржуа на свободном рынке, так что действуя на свой страх и риск, он приписывает способность действовать самому себе как индивиду, отдельному от всей совокупности общественных отношений. Динамичная, разреженная подвижность социальных связей в пространстве рынка отображается в уме мелкого буржуа как нечто несущественное, "человеческое, слишком человеческое", и не обладающее самостоятельным бытием. Метафизический характер подобного представления может быть вычищен либо работой на заводе в приличном коллективе – либо чтением и обсуждением приличной литературы научного и философского характера. При этом чтение одной лишь естественно-научной, особенно популярной литературы, может не только не ослабить, но и усугубить подобные предрассудки, так как в ней излагаются теории через призму расхожих идеологий, имеющих буржуазное, рыночное происхождение и формат подачи. Поэтому большинство популяризаторских рассказов о бесчисленных "увлекательных" фактах о поведении животных, генах, отделах головного мозга, опытах на восприятие и тому подобный научпоп являются популяризацией не столько естествознания, сколько буржуазной идеологии, призванной отвлечь трудящихся от того, что единственно важно – от классовой борьбы за коммуниз
Комментариев нет:
Отправить комментарий