Из
всех советских философов и марксистов
Эвальд Васильевич Ильенков является
одним из наиболее прославляемых – и не
без основания. В центре его исследовательской
работы лежит проблема так называемого
«идеального», которую он, по мнению его
сторонников, успешно разрешал в рамках,
намеченных основателями марксистской
варианты диалектического материализма.
Тем не менее, было бы весьма полезным в
отношении данной проблематики последовать
методу Маркса, который, наследуя немецкой
классической и вообще новоевропейской
буржуазной философии, является в то же
самое время критическим методом. Связь
критического метода Маркса и его
предполагаемого последователя Ильенкова
с буржуазной философией Нового времени
проявляется в данном контексте трижды
– по форме, по содержанию и по предмету.
Формально понятие метода отсылает к
философии Рене Декарта, автора "Рассуждения
о методе", отстаивавшего в своих
текстах плохо прочитанную до сих пор
философскую гипотезу субстанциального
дуализма – тогда как содержательно
проблема "идеального" отсылает к
монистическому прочтению картезианского
дуализма Спинозы, прочитываемого
Ильенковым как материалистическое
решение психофизиологической проблемы.
Предметно понятие критики отсылает к
немецкому прочтению французского
Просвещения, начиная с трёх "Критик"
Канта и далее к "мыслителям подозрения",
Марксу, Ницше и Фрейду, вплоть до
современной критической теории и
деконструкции.
Таков
общий контекст, в рамках которого мы
имеем дело с концептом "идеальное",
который Э.Ильенков стремится представить
как основной в марксистской философии,
выстраивая вокруг него свои интерпретации
Маркса, Гегеля, Спинозы и других
философских учений. Чтобы понять
релевантность его интерпретаций,
обратимся к текстам выдающихся
философов-идеалистов прошлого, чтобы
посмотреть, что они подразумевали под
термином «идеальное», что под ним
подразумевали основатели марксизма и
сам Ильенков, и как то и другое соотносится
с самой действительностью и друг с
другом, так как в концепте «идеального»
могут оказаться – и как мы скоро увидим,
действительно окажутся – существенные
противоречия в себе и с реальностью,
что по сути является объектным запросом
переформулировать ряд положений и
терминов концептуального аппарата
марксистской теории, чья неадекватность
не может более быть терпима без вреда
для теоретической практики и её
приложений. Соотнесённость "идеального"
с реальностью, с материей как своей
противоположностью, имплицитно
предполагает подобие онтологического
статуса обоих, игнорируя историчность
как самих терминов, так и их
противопоставления. Так, например,
понятие "идеального" восходит к
греческому концепту "идеи",
сформулированному в текстах Платона и
получившего распространение в
позднеантичной и средневековой
европейской философии, дав основани
философам Нового времени гипостазировать
учения, имеющие в своё составе смысловые
поля, подобные смысловому полю концепта
"идеи" как идеалистические, а всю
их совокупность классифицировать как
идеализм.
Более
того, возможно, что историю идеи, идеализма
и концепта «идеальное» было бы корректно
начать не с Платона, и даже не с Пифагора
или Гераклита, а с текстов Упанишад как
первых значимых источников того, что
может быть распознано как философский
идеализм. Против этого существуют два
возражения: во-первых, между индийским
и европейским идеализмом на протяжение
большей части их существования
отсутствовала существенная взаимосвязь,
в результате чего имеет место существенное
различие в проблематиках, обсуждавшихся
и развивавшихся в рамках каждой из
философских ойкумен, и концепт
«идеального», если под ним понимать в
первом приближении нечто объективное
невещественное, в индийской философии
был оформлен настолько своеобразно,
что сама аналогия с «идеальным»
европейского идеализма оказывается
под вопросом и нуждается в отдельном
обсуждении; а во-вторых, по причине
слабого влияния индийской философии
вообще на европейскую, в современном
диалектическом материализме, чей
категориальный аппарат развивался на
основе категориального аппарата
античной, схоластической и европейской
буржуазной философии, содержание
индийских категорий и проблематик
стремится к нулю – из чего, впрочем, не
следует, что тот комплекс философских,
исторических и политических концептов,
который теперь у нас носит общепринятое
наименование марксизма, в принципе не
мог бы оформиться на основании системы
категорий индийской философии, или что
продуктивные заимствования и переработки
из неё не могут иметь места в будущем.
По
этой причине мы начнём наше рассмотрение
не с более ранних текстов индийского
объективного диалектического идеализма,
а с учений Пифагора, Платона и Аристотеля.
Первый из них, как известно, учил, что
основой всего мироздания является
число[1] – хотя по некоторым свидетельствам
можно предположить, что его учение
включало более существенные и
материалистические моменты в духе
натурфилософии, переоткрытые Гегелем
в Науке Логики и совсем недавно
обновлённые во французском постструктурализме
Феликса Гваттари и Жиля Делёза, к
которым мы ещё вернёмся на протяжение
текста. Платон во всяком случае, включал
числа в число объектов, называемых им
Идеями или Эйдосами, поэтому мы будем
говорить о них вместе. В начале статьи
«Диалектика идеального» Ильенков
пишет, что «Как бы сам Платон ни толковал
далее происхождение этих безличных
всеобщих прообразов-схем всех многообразно
варьирующихся единичных состояний
«души», выделил он их в особую категорию
совершенно справедливо, на
бесспорно-фактическом основании: все
это – всеобщие нормы той культуры,
внутри которой просыпается к сознательной
жизни отдельный индивид и требования
которой он вынужден усваивать как
обязательный для себя закон своей
собственной жизнедеятельности.» И сразу
же мы видим грубую ошибку и искажение
взглядов самого Платона. Платон, когда
говорит об Идеях, ни в коем случае не
имеет в виду «ни прообразы-схемы состояний
души», ни «всеобщие нормы» какой бы то
ни было культуры. Идеи, согласно Платону,
существуют независимо от души и от
общества, они есть трансцендентные
сущности действительных
объектов, независимо от того, возникают
ли они в обществе или в природе. Известные
по анекдоту
идеи «чашности» и «стольности»
представляют собой точно так же, как и
идеи огня, воды или гор, нематериальные
и неподвижные объекты, состоящие не из
материи или вещества, а из духа, и висящие
в потустороннем мире бесчисленные
триллионы лет до возникновения не только
культуры, но и материальной вселенной,
из которого бог-демиург посылает их
образы в бесформенную материю, которая
их усваивает и становится подобной им
прежде, чем возникает человечество,
общество и производственная деятельность,
в которой некоторые из идей начинают
реализовываться в производственной
деятельности людей, которым их посылают
соответствующие боги. Поскольку же люди
осознают отражения этих потусторонних
и нематериальных объектов-идей, в их
душе возникают уже те образы-схемы,
которые на них указывают.
Таким
образом, Идеи или Идеальное у Платона
имеет по крайней мере два смысла, один
из которых, вторичный, Ильенков признаёт
и исследует, тогда как первичный –
затуманивает, сводя к вторичному.
Идеальное у Платона прежде всего есть
сущности всех вещей, и лишь во-вторых –
осознание этих самых сущностей.
Аналогичное искажение Ильенков допускает
и при изложении учения Гегеля: «Общим
и для Гегеля, и для Богданова
(как для идеалистов) является
представление, что этот мир
«социально-организованного опыта» и
есть для индивида тот единственный
«предмет», который этим индивидом
«усваивается» и «познается», – тот
единственный предмет, с которым индивид
вообще имеет дело и за которым уже ничего
более глубоко упрятанного нет.» - вслед
за чем следует цитата из Гегеля об
«осуществлении понятия», которое
трактуется в том смысле, будто Гегель
«говорит вовсе не о природе «самой по
себе», а только исключительно о природе,
как и какой она выглядит в зеркале
ньютоновской механики, о природе, как
и какой она представлена (изображена)
в системе определенной физической
теории, в системе ее определений,
зафиксированных ее исторически
сложившимся «языком».» Но Гегель в
данном случае говорит именно о природе
самой по себе, как её осуществляет
Абсолютный Дух, принимающий в своём
развитии форму пространства, времени,
движущихся частиц, физика Ньютона,
открывающего закономерности их движения
и философа Гегеля, который есть орган
самоосознания этого самого Духа.
«Осуществление понятия» здесь означает
не приложение научных концептов к
анализу фактологического материала, а
процесс того, как бесконечное божество,
состоящее из понятий, прокрутившее их
вне пространства и времени прежде
создания мира, творит из самого себя
материальные частицы вместе с законами
их движения, материализуя эти самые
вневременные духовные сущности, каковыми
Гегель считал понятия, по отношению к
которым «социально-организованный
опыт», как и общество вообще, вместе с
планетой Земля, солнечной системой,
пространством и временем, являются
вещами очень и очень вторичными.
Наконец,
что касается субъективно-идеалистической
трактовки Идей епископом Беркли, Дэвидом
Юмом и прочими эмпириками и солипсистами,
равно как феноменологами и вульгарными
материалистами – то здесь мы должны
согласиться с Ильенковым, что приписывая
идеальное в обоих его смыслах отдельным
лицам, данные философы совершают грубую
ошибку, так как очевидно, что идеальное
в обоих его смыслах существует объективно,
а не субъективно, не психологически и
не физиологически.
Комментариев нет:
Отправить комментарий