Что такое диалектический материализм? часть 1

Что такое диалектический материализм? Что является предметом его изучения? В ходе попыток разрешения данной проблемы в рамках советской ...

четверг, 23 апреля 2020 г.

14. Теория отражения

Принятие плоской онтологии, энергетически-насыщенной фрагментарности и её имманентных пределов в качестве существенной составляющей диалектического материализма позволяет, в частности, достичь лучшего понимания теории отражения, как в историческом, так и в онтологическом отношении, применительно к исторической смене ведущих типов отражения материальных форм, и в приложении к критике явления так называемого «творчества», сторонники которой утверждают, будто объекты сознания не только и не столько отражаются, сколько творятся сознанием, причём существенным является широкий разброс в философских основаниях, подводимых под данное обоснование – начиная с субъективного идеализма Фихте, объективного идеализма Шеллинга и абсолютного идеализма Гегеля, и заканчивая гносео-онтологическим извращением диалектического материализма у Ильенкова и его последователей а также смешением марксизма с позитивизмом у Богданова – не говоря уже о разнообразных позитивистских и феноменологических учениях, которые мне глубоко отратительны по причине крайней схоластичности, бессодержательности, бессвязности и пустословия, посредством которых идеологи империализма вводят в заблуждение самих себя и надеются ввести в заблуждение своих не сведущих в философии читателей. Теория отражения, как мы понимаем, исторически имела место не только в материалистических, но и в объективно-идеалистических философских системах, если в них содержались элементы дуализма – например, в платонизме, где есть представление о материи как мире чистого становления, в котором отражаются сверхъестественные небесные сущности-идеи. 

 В новоевропейском материализме Ламетри, Гоббса, Локка, Дидро, д’Аламбера и других, идея об отражении в сознании людей материальных форм окружающего мира получила на тот период хотя и прогрессивный, но в целом всё же метафизический характер по причине своей неисторичности, так как в лучшем случае лишь косвенно касалась развития отражающих свойств материи от простых физических форм к формам общественным. Оригинальный и во многом сохраняющий своё значение и по сей день взгляд на данную проблему высказывал выдающийся голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза, учивший, что «душа есть идея тела», то есть вся совокупность тех осознаваемых и бессознательных процессов, которые в современной науке называют психическими, есть лишь выражение изменений, происходящих с человеческим телом. Но поскольку мы не можем трактовать тело человека как исключительно физиологическое, но прежжде всего как социальное, то и сознание всякого члена общества оказывается обусловленным прежде всего изменениями той общественной среды, в которой детерриториализуется, опредмечиваясь, его повседневная деятельность – что и составляет базовое марксистское понимание природы нашего осознания. Но если мы вслед за Спинозой признаём, что сознанием как способностью отражения материальных форм, обладает конкретное тело, в поверхности которого и взаимодействуют составляющие его машины, то уже больше ничто не отделяет нас от признания историчности форм отражения, коль скоро историчной является смена способов существования материи в круговороте вечного возвращения того же самого в актуальной бесконечности этой Природы, имманентной лишь себе самой, что уже нашло своё выражение в учении выдающегося советского психолога Леонтьева.

Комментариев нет:

Отправить комментарий