Прежде
всего
философские
мировоззрения
делятся на две группы: агностицизм и
различные формы гностицизма. Первый
утверждает, будто мир непознаваем, а
вторые говорят, что мир познаваем. Здесь
сразу же видна противоречивость и
непоследовательность агностиков, ведь
когда они говорят, что “мир непознаваем”
– то они тем самым уже утверждают, что
познали мир, а именно его свойство
“непознаваемости” – и тем самым
противоречат сами себе. Ведь если бы
мир был действительно непознаваем, то
о нём вовсе ничего было бы нельзя узнать
– даже то, как он выглядит. Но поскольку
мы непрестанно ощущаем его вокруг себя,
и знаем, что ощущаем – то уже из одного
этого ясно, что мир вполне познаваем, а
учение агностиков противоречиво с
самого начала, и потому – ложно.
Следующая
дихотомия проходит между иррациональной
и рациональной, то есть религиозной и
светской картиной мира. Все религии,
начиная с примитивных суеверий, которые
до сих пор держатся среди диких туземцев
Африки, Азии, Латинской Америки, Австралии
и Океании, Крайнего Севера – а также
среди необразованных слоёв городского
населения всех стран, и заканчивая теми
заумными схоластическими догмами,
которые выдумывали и продолжают до сих
пор выдумывать доктора богословия на
университетских кафедрах, учат о
мистических, потусторонних духах,
ангелах, богах, которые открывают истину
о человеческой природе и о смысле жизни
в видениях и пророчествах, не признавая
верховенство разума в процессе познания.
Светская картина мира во всех своих
разновидностях предполагает, что мир
познаётся разумным, естественным, а не
сверхъестественным, и не чудесным
способом. Религиозные верования магизма
и шаманизма опровергнуты как исторической
наукой, так и экспериментально: 3 марта
2008 года в прямом эфире индийского
телеканала маг-тантрик Пандит Суриндер
Шарма взялся доказать, что с помощью
своих магических сил сможет убить своего
оппонента - президента научного общества
«Rationalist International» Санала Эдамаруку. Два
раза в течение суток, по несколько часов
подряд тантрик пел разные заклинания,
совершал разные обряды и ритуалы – но
так ничего и не добился: Санал Эдамаруку
остался жив и здоров. Впрочем, люди ещё
в древности заметили, что влияние магии
распространяется только на тех, кто в
неё верит, или вообще склонен к разного
рода внушениям. Так, древнеримский
философ Цельс пишет: “Некий египетский
музыкант Дионисий, с которым мне случилось
встретиться, сказал мне относительно
магии, что она действительна лишь по
отношению к необразованным и развращенным
людям, а на людей, занимавшихся философией,
она никакого действия произвести не в
состоянии, так как они своевременно
позаботились (создать себе) здоровый
образ жизни [VI, 41].” Написанная во II веке,
это высказывание сохраняет свою
актуальность до сих пор. Можно добавить,
что здоровый образ жизни подразумевает
в данном случае единство телесного и
умственного здоровья.
Третья
дихотомия касается самостоятельного
существования мира за пределами
отдельного сознания. Судя по тому, как
отвечают на этот вопрос разные философы,
выделяют две основные позиции: солипсизм
и субстанционализм. Первые утверждают,
что за пределами их сознания ничего нет
– а мы с вами, им, стало быть, только
кажемся, то есть являемся их галлюцинацией.
Вторые утверждают, что окружающий нас
мир существует на самом деле, а не только
в нашем сознании, то есть имеет в своей
основе какую-то Субстанцию. Всякому
разумному человеку совершенно ясно,
что учение солипсистов является нелепым
– тем не менее, оно существует до сих
пор в смягчённых формах: солипсистами,
или субъективными идеалистами являются,
если довести до логического конца их
мудрствования, позитивисты четырёх
сортов, аналитические философы,
феноменологи, герменевты, волюнтаристы,
виталисты и фундаментальные онтологисты.
Все названные учения являются по своей
классовой природе реакционными, и
активно используются буржуазными
идеологами в текущей реформе образования.
Четвёртая
развилка касается вопроса о числе
субстанций. В предыдущем вопросе мы
выяснили, что субстанция – то есть
самосущая основа мира, вообще существует.
Следующие вопросы направлены на
конкретизацию этого “вообще”, и первый
из них о том, каково число субстанций.
Исторически сложилось, что на этот
вопрос существует три варианта ответа
– “одна”, “две” и “много”. Соответственно,
философские учения в соответствии с
тем, какого из вариантов придерживаются
их последователи, подразделяются на
монистические, дуалистические и
плюралистические. В новейшей европейской
истории есть интересная ученическая
последовательность трёх буржуазных
философов, которые придерживались этих
трёх точек зрения – это Рене Декарт
(дуализм), Бенедикт Спиноза (монизм) и
Готфрид Лейбниц (плюрализм). Всякий,
кому интересны их учения, может с ними
ознакомиться, поскольку их книги
переведены на русский язык, и имеются
в общественном доступе, и в библиотеках,
и в интернетах – тем более, что их книги
полезны для развития ума, и написаны
хорошим литературным языком. Что касается
ответа на вопрос о числе субстанций –
то он очевиден: субстанция одна, что
является научно доказанным фактом,
благодаря наличию законов сохранения,
действие которых ясно показывает, как
единая субстанция меняет формы: вещество,
энергия, пространство, время, и т.д.
Остальные субстанции должны быть
отброшены нами по принципу Оккама, как
излишние сущности, как в своё время была
отброшена идея флогистона, призванная
объяснить процесс горения; или как
философская идея бога, призванная
объяснить возникновения мира у одних
философов (например, Ньютон или Декарт),
или существование нравственности
(например, Иммануил Кант, выдумавший на
этом основании глупейшую и нелепейшую
теорию “категорического императива”,
о несостоятельности и вреде которой
будет сказано в следующих выпусках).
Пятая
дихотомия касается логики бытия
субстанции – формальной или диалектической.
Согласно виду логики выделяют два типа
систем мысли: метафизические и
диалектические соответственно. Метафизики
берут все явления и категории как строго
изолированные, односторонне. Так, первый
выдающийся философ-метафизик Парменид
учил, что “бытие есть, а небытия нет
совсем”. Недальновидность, ограниченность
подобной точки зрения заметил уже
современник Парменида – Гераклит
Эфесский, первый выдающийся
философ-диалектик, а Гегель развивает
эту критику во всех своих книгах, особенно
в Науке Логики. В первой же главе он ясно
показывает, как нелепо и нерационально
брать бытие и ничто как абсолютные
противоположности – когда они являются
таковыми лишь в абстракции, а в
действительности непрестанно переходят
друг в друга, так что вся бесконечная
природа представляет собой процесс
Становления, то есть перехода ничто в
бытие и бытия в ничто. Метафизик рассуждает
подобно тому человеку, который учил,
будто есть только два цвета: белый и
чёрный, а остальных цветов совсем нет.
Действительность свидетельствует нам
об обратном, каждодневно демонстрируя
многообразие и взаимосвязь как цветов,
так и всех остальных явлений, опровергая
метафизику и подтверждая диалектический
метод познания мира.
Шестая
дихотомия, которую также называют
“основным вопросом философии” – хотя
мы уже убедились, что ему предшествует
по меньшей мере пять ничуть не менее
важных и философских вопросов –
затрагивает природу субстанции: является
ли она материальной или идеальной. К
счастью, на этот вопрос также легко
ответить всякому образованному человеку
– ведь мысль не существует без
материального носителя, скорее наоборот,
мысль всегда является определённой
формой материи, будь то физиологический
электро-химический процесс в нашей
нервной системе, или буквы на той или
иной поверхности, и т.п. Что касается
материи – то её можно видеть намного
чаще неразумной, чем сознательной, или
по меньшей мере сознательной в очень и
очень малой степени.
Итак,
в ходе наших рассуждений мы получили
таблицу, в которой шесть философских
направлений являются тупиковыми, а
шесть других следуют друг за другом, и
приводят нас к какому-то седьмому, в
качестве положительного результата.
Как мы назовём философскую систему,
согласно которой мир является рационально
познаваемым, существующим независимо
от сознания, единым, движущимся
диалектически и материальным?
Диалектико-материалистическим
монистическим миропониманием, или
Марксистско-Ленинской философией, если
использовать её историческое название,
по именам тех выдающихся философов,
которые впервые её сформулировали и
применили для объяснения и преобразования
мира.
Согласно
марксизму, всякая философия существует
не в безвоздушном пространстве, а в
обществе, и потому всегда выражает
интересы тех или иных классов. Так,
например. религиозное учение древних
египтян выражало интересы египетских
рабовладельцев: фараонов, жрецов и
разных бюрократов. Средневековая
схоластика создавалась церковниками,
и выражала интересы феодалов, будь они
светскими или религиозными. То общество,
в котором мы живём – не исключение: так,
философия позитивизма, постмодернизма,
открытого общества и тому подобные –
выражают классовый интерес либеральной
части буржуазии и её клиентов; философия
традиционализма с её националистическими
и религиозными вариациями выражает
классовый интерес консервативной части
буржуазии и её клиентов. И либеральная,
и консервативная философии являются
идеалистическими, так как не основываются
на научной картине мира; также они
являются реакционными, так как не
заинтересованы в качественном
преобразовании общества на рациональных,
научных принципах. В отличие от них,
марксистско-ленинская философия выражает
классовые интересы пролетариата и
примыкающих к нему групп интеллигенции
и трудящихся, которые заинтересованы
в качественном преобразовании общества,
а по этой причине – и в материалистической
философии, которая бы давала верное
миропонимание.
Сам
марксизм делится на три части: собственно
диалектический материализм, в рамках
которого изучаются наиболее общие формы
движения материи и сознания; исторический
материализм, который представляет собой
материалистическую диалектику в
применении к историческому процессу;
и наконец политическую экономию, в
которой законы исторического материализма
применяюится для объяснения существующего
общества и нахождения путей его
преобразования в интересах рабочего
класса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий