Вся
история марксизма может быть представлена
как история теоретической и практической
критики существующего мироустройства,
наследуя в этом отношении, как было
показано в первой части, идеалам
Просвещения, противопоставляя деспотизму
живое творчество масс, а суеверию –
сознательность. В традиции Франкфуртской
школы марксизм самоопределяется как
критическая теория общества,
противопоставляя себя позитивизму,
предполагающему оправдание существующих
порядков. И подобно тому как первое
движение, предполагавшееся движением
по направлению к коммунизму, вызвало
непредвиденные затруднения, не разрешённые
на должном теоретическом уровне до сих
пор, также и сама марксистская теория
в ходе своего развития вывела на свет
изначально заложенные в ней просвещенческие
установки, тормозящие дальнейшее
продвижение в решении как конкретных
теоретических проблем, так и методологии
их разрешения. Тем не менее, напрашивающаяся
метафора глаза, который не способен
видеть себя непосредственно, нуждаясь
для восприятия во внешней отражающей
поверхности, с которым может быть
сопоставлена теория, нуждающаяся таким
образом в корректировке практикой либо
внешней по отношению к ней теорией, при
помощи которой ведётся рефлексия,
представляется уже на интуитивном
уровне наивной, поскольку задействует
просвещенческий категориальный ряд,
идущий от глаза к визуальному пространству
мыслимого, в котором различаются
освещённые и затемнённые области
видимого – но также невидимая область,
слепое пятно, расположенное на месте
предполагаемого наблюдателя.
Примем
за аксиому, что данное слепое пятно
критической теории является не случайным
изъяном, который следует как можно
скорее заполнить видимым и ярко освещённым
пространством ясно и отчётливо мыслимого,
а существенной рабочей деталью, корректное
отношение к которой является условием
дальнейшего продвижения теоретической
практики. Основные правила экологичного
отношения к не-мыслимому в теории на
сегодняшний день уже в основном выработаны
в области постструктуралистского
прочтения Маркса (Альтюссер), Фрейда
(Лакан) и структурализма (Деррида),
коррелятивных хайдеггерианскому
прочтению истории западноевропейской
метафизики. Аналогично, предпосылки
корректного отношения к элементам
теории, если не вполне очищенной, то по
крайней мере интенсивно и продуктивно
очищаемой от логоцентризма, можно найти
в текстуальных практиках Делёза и
Гваттари, равно как и советской школы
системо-мыследеятельностной методологии.
Поэтому, обращаясь к теоретической
критике самой теории, желательно
принимать во внимание ту самую
методологическую установку, связанную
с различением между множеством мыслимых
объектов и не-мыслимой позицией, из
которой эти объекты мыслятся. В этом
отношении существенным является
удержание дистанции процесса по отношению
по крайней мере четырём типам таких
предметных мыслимостей, к которым
обращается теоретическое мышление в
ходе своей конкретизации, а именно –
источникам, результатам, содержанию и
форме. Дистанция по отношению к
перечисленным источникам теоретического
мышления необходима, поскольку имеет
место множество позиций, коррелирующих
друг с другом лишь неким идеельным
способом, так как их корреляция задана
не непосредственной общностью совместной
интеллектуальной работы, а лишь
опосредованной общностью проблематики,
работая с которой различные авторы и
коллективы вырабатывали различные
наборы решений, соотношение которых
друг с другом само является проблематичным.
Иначе говоря, необходимо отдавать отчёт
в том, что нельзя без осмысленной и
детальной проработки свести воедино
методы Хайдеггера и Делёза, Деррида и
Щедровицкого, Лакана, Альтюссера и
других авторов, не впадая в крайний
эклектицизм. При этом результаты
продуктивного сведения – и это также
следует понимать – будут необходимо
отличны от непосредственно данного в
текстах авторов, представляя по отношению
к ним новую интерпретационную позицию,
отличную от их собственной. Аналогично
и результат такого сведения необходимо
будет по крайней мере минимально отличным
от нашего представления о нём, так как
одно дело мысль, а другое – представление
о мысли, которую ещё надлежит прописать,
равно как и помысленный и записанный
результат такого мышления содержит
множество прочтений, которые из него
могут возникнуть в ходе его последующего
прочтения, так что можно сказать, что
результат мыследеятельности никогда
не предстаёт сознанию целым ни во
времени, ни в пространстве.
Данное
отсутствие целостности и представимости
задаёт также дистанцию по отношению к
содержанию и к форме текста. Если
содержание непредставимо – или, что
тоже самое, представимо множеством
разных способов, которое в случае
удачного осуществления само должно
быть представлено также множеством
путей, то содержание оказывается отличным
от самого себя, предполагая потенциально
бесконечное расширение путём включения
новых элементов и перетасовки имеющихся.
Что навязывает фрагментарную форму
письма, в котором разрыв фрагментов и
запрет структурной унификации даёт
эффект дважды вычтенного единства – в
отношении предполагаемого теоретического
объекта, равно как и в отношении
гипотетического субъекта, пишущего или
интерпретирующего текст. Первый при
этом распадается на смысловые фрагменты,
подлежащие индексации, а второй – на
множество возможных позиций отношения
к индексированному гипертексту.
Представление
о критике как унификации вещи посредством
сознания не только является метафизическим
представлением, но и предполагает иные
формы критики и творчества. Иначе говоря,
последовательная критика сознания
может вестись лишь исходя из позиции
бессознательного, которое является не
противоположностью сознанию, а иным
способом мышления, альтернативным
просвещенческой метафизике присутствия,
контрабандой занесённой в марксизм и
тормозящей его развитие изнутри. В этом
отношении представляется справедливым
переворачивание тезиса Маркса об
идеологии как ложном сознании, как
исходящем из представления о сознании
как первичной данности, которую необходимо
очистить и просветить, пусть даже
средством просвещения выступает не
проповедь материалистических и
социалистических учений, как это имело
и имеет до сих пор место у утопических
социалистов и вульгарных материалистов,
а практика революционного преобразования
мира, на обратный: сознание есть ложная
идеология, поскольку вместо создания
множественности гипертекста и позиций,
имеющих с ним дело, предполагает
унификацию того и другого, замыкая
свободную комбинаторику элементов,
которая опровергает редукционизм
сознания через превосходство
производительных способностей дважды
открытой системы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий