Другая
псевдопроблема, которой стремятся
запутать себя и всех окружающих
аналитические шарлатаны, называется
«проблемой квалиа», причём эти самые
«квалиа» называют любые специфические
и осознаваемые восприятия, например
цвета, удовольствия, звука, красивости
и т.п., приписывая им абсолютную
субъективность и качественное отличие
от физических состояний головного
мозга, сверхъестественным образом
сопровождающих их переживание.
Упоминавшийся выше Джон Сёрль дошёл в
своих софистических рассуждениях об
этой не существующей в действительности
субстанции до такого фанатизма и
воинствующего мракобесия, что провозгласил,
будто сознание и квалиа суть одно и то
же. Мы уже пояснили выше различие между
сознанием, абсолютно несводимым к
физиологическим процессам внутри
головного мозга, которые лишь выражают
те или иные общественные отношения,
внешние по отношению к нему, и осознаванием
как пониманием и пред-ставлением тех
или иных процессов в ходе предметной
деятельности человека, которые позитивисты
считают самим сознанием, делая из нервной
активности и вызываемых ею состояний
фетиш, на который сами же потом и молятся,
удивляясь тому, что все их моленья и
камланья остаются безответными.
Согласно
диалектико-материалистическому учению,
психофизиологические явления, обладающие
означенной выше специфичностью, могут
быть определены как паттерны восприятия,
выражающие определённые состояния
тела, которые в свою очередь могут иметь
своей причиной как внешние объекты,
воздействующие на состояние тела, так
и изменения внутри самого тела, вызванные
состоянием сна, алкогольного или
наркотического опьянения и т.п., когда
человек видит образ, присутствующий в
его мозгу, но выражающий лишь состояние
его нервной системы, а не внешний объект,
который на неё влияет, или же представляющий
этот самый внешний объект в неадекватном
виде. Что же касается месторасположения
всех образов, воспринимаемых нейронной
сетью, то они могут располагаться лишь
в одном месте – а именно на поверхности
синапсов, принимающих порции нейромедиаторов
извне, и заставляющих тело нейрона
вспыхивать, разряжаясь электрохимическим
импульсом, поле каковых вспышек,
являющихся на поверхности нейронов из
иных нервных клеток, мы и воспринимаем
в качестве образов, обладающих той или
иной специфичностью. Что же касается
того, какие именно медиаторы или разделы
головного мозга участвуют в восприятии
того или иного образа, то это вопрос уже
не философский, а частнонаучный, и
относящийся к области компетенции
физиологической науки. Марксистская
теория сознания проясняет общий смысл
явлений и образов, возникающих в
человеческом теле, а физиология изучает
конкретные механизмы их реализации,
являющиеся конкретными лишь постольку,
поскольку они погружены в общий контекст
диалектико-материалистического научного
миропонимания, а не оторваны от него
безграмотными позитивистами.
Однако,
здесь могут справедливо возразить, что
подобного рода явления воспринимают и
внеобщественные животные – рыбы, птицы,
рептилии, млекопитающие, и что мы в
данной ситуации смешиваем разнокачественные
явления осознания и восприятия. На
такого рода замечания следует возразить
следующим образом: восприятие у животных
не является означенным, оно не опосредовано
орудийно-языковой деятельностью, как
у человека. У людей имеется вторая
сигнальная система, в которой различные
образы и паттерны восприятия соотносятся
друг с другом посредством системы условных
рефлексов, составляющих усвоенную ими
структуру языка. Поэтому следует
определить осознание как восприятие,
опосредованное знаковой системой,
осуществлённой в орудийно-языковой
деятельности общественных коллективов,
то есть в сознании. Осознание есть
детерриториализованное через означивание
восприятие, ясно и отчётливо отображающее
действия, совершаемые в потоке сознания
материей через их соотнесение друг с
другом.
Но
существование восприятия как компонента
сознания означает, что оно не только
снимается, но и сохраняется в процессе
исторического развития материальных
форм, равно как и все предшествующие
виды активного комбинирования материальных
форм. Теперь нам нетрудно увидеть, что
абстрактная машина объект-объектного
отражения вычерчивает трансверсаль,
вдоль которой и распределяются
многообразные виды, классы и типы
отражения, встраиваясь и состыкуясь
друг с другом сообразно законам
материалистической диалектики. Физические
и химические типы отражения уже-всегда
работают внутри биологических типов,
раздражимость вкладывается в
чувствительность, так служит основанием
для надстраивающегося над ней восприятия,
а то в свою очередь детерриториализуется
в экстернальных формах общественного
сознания как осознание своего собственного
самодвижения. В объяснении этого момента
и содержится как диалектическая, так и
метафизическая стороны учения Э.Ильенкова
об «идеальном» - он признаёт вслед за
молодым Марксом, что сознание деятельно
и субъектно, что оно и не может быть
иным, так как сам процесс очеловечивания
растущего члена общества совершается
лишь благодаря его активности. Но он
впадает в метафизику, когда стремится
вслед за Декартом и попами разделить
субъектность и объектность, поставив
объект в зависимость от субъекта,
трактуемого как общественная деятельность
сознания. В действительности сознание
уже-всегда является объектом, коль скоро
оно произведено совокупностью общественных
отношений, которой оно же и является
имманентным – равно и объект уже-всегда
обладает активностью и субъектностью,
независимо от общества и прежде его
возникновения, получая в нём лишь
дополнительные возможности для проявления
своей активности. Объекты, вовлечённые
в предметную деятельность становятся
объектами-посредниками, переносящими
отражения в обществе, создавая иллюзии
зеркальных лабиринтов, так как всякое
орудие труда отсылает к процессу его
производства, в котором также участвовали
иные орудия труда; каждое слово языка
уже-всегда отсылает ко всей языковой
ризоме; денежная форма стоимости отсылает
к абстрактному человеческому труду,
чьим выражением она является, и так
далее. Универсалии, как структуры,
осуществлённые на множестве своих
отношений, сопрягаются в обществе,
образуя цикл, каждый оборот которого
ускоряет историческое движение
материальных форм. Цикл образует
фрактально разрастающуюся спираль
прогресса, в которой отражения блуждают,
складываясь во всё более сложные и
эффективные формы экзистирования,
разрешающуюся в системе полных
общественных тел, раскрывающихся в
коммунизме навстречу постобщественным
формам жизни, техники, интеллекта, в
которых всякое общество находит свою
гибель и восстановление на новом
основании.
Комментариев нет:
Отправить комментарий